Перейти к содержимому


Фотография

Шестилепестковые бляхи


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 17

#1 ONLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 022 сообщений

Отправлено 26 Ноябрь 2014 - 21:57

В определённой мере начатая тема перекликается с уже существующей: http://sibdv.com/ind...ntika/#entry392 Но, тем не менее, решил выделить её отдельно. Речь здесь пойдёт о достаточно распространённых дальневосточных ажурных нашивных бляхах с сюжетом шестилепестковой розетки, - их разновидностях, семантике, времени бытования, наподобие вот этих... (рис. 1) 

 

Прикрепленный файл  Рисунок121212.jpg   37,98К   0 Количество загрузок:

 

Но не будем останавливаться именно на этой бляхе. В силу своей поздней отливки и упрощения сюжетной линии она малоинтересна для нас.

Перейдём к вот такому вопросу...Очень часто спрашивают, что означает сюжет этих блях. Отвечаю, по мнению семиотики, основным здесь является солярный символ. Сам по себе знак цветка, трансформированный в розетку - это ни что иное как символ солнца (или знак Великого Бога). Но гораздо интереснее то обстоятельство, что данная розетка в тех или иных модификациях встречается во многих культурах Евразии и причём в достаточно широком хронологическом диапазоне.

Эту, на мой взгляд, интереснейшую взаимосвязь культур и эпох ещё предстоит выявить.

В качестве примера иллюстрация из книги А.Голана "Миф и символ"... (рис.2

 

Прикрепленный файл  Рисунок2.jpg   59,65К   0 Количество загрузок:

 

Предполагаю, что сам рисунок шестилепестковой розетки (по крайней мере на Дальнем Востоке) был образован из сочетания смежных окружностей, расположенных в определённом порядке (в восточной культуре смежные кольца вообще имеют глубинный сакральный смысл). И надо сказать, что очень большая доля ажурных дальневосточных блях задействует этот приём, получая совершенно другие сюжеты при несколько ином сочетании этих окружностей, но об этом как-нибудь в другой теме.

Мне интересно другое...Дело в том, что окружность в семиотике считается символом неба, т.е. знаком Великой Богини. По сути, получается, что солярный символ (т.е. знак Великого Бога) в рассматриваемом случае образован небесными знаками - окружностями, или иными словами он вторичен по отношению к ним. Но если так, то мне представляется очень сомнительным, что в дальневосточной орнаменталистике розетка вообще являлась солярным символом. Впрочем, тут могут быть толкования в смысле сочетания женских и мужских символов и энергий, инь-ян и т.д.

 

Пример построения шестилепестковой розетки из сочетания смежных окружностей (рис.3)

 

Прикрепленный файл  Рисунок199.jpg   148,36К   0 Количество загрузок:

 

А теперь предлагаю немного отвлечься и взглянуть на следующую очень интересную, на мой взгляд, бляху. По, моему мнению, она является одной из наиболее ранних, вследствие превосходной детализации сюжета и более качественной отливки. Кроме основного сюжета в центре (т.е уже знакомой нам шестилепестковой розетки) по внешнему кругу расположены шесть личин, что в целом соответствует количеству внешних окружностей (символов неба), слагающих розетку (см. рис. 3) Но если это действительно так, то перед нами - суть образы Великой Богини.  :) А в таком случае, солярность сюжета этих блях не выдерживает критики.

Прикрепленные файлы


  • 2

#2 ONLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 022 сообщений

Отправлено 09 Декабрь 2014 - 19:20

 

 

Пример построения шестилепестковой розетки из сочетания смежных окружностей (рис.3)

 

 

 

В продолжение темы. В качестве очередного наглядного примера, как именно могли "изобретаться" те или иные орнаменты. Здесь окружности переданы в несколько иной комбинации чем на "шестилепестковых бляхах" Но, тем не менее, принцип построения, я надеюсь, будет понятен.

Надо сказать, что точно в этом же сочетании "смежных окружностей" построен и логотип данного форума.  :)

 

Нанайский район, Диаметр (максимальный) - 68,8 мм

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  68,8.jpg   131,41К   0 Количество загрузок:

  • 1

#3 OFFLINE   primklad

primklad

    Эксперт

  • Эксперты
  • PipPipPip
  • 62 сообщений

Отправлено 10 Декабрь 2014 - 18:11

имхо путаем разные символы и разные узоры. давайте попробуем "распутать" этот узор не с позиции семантики, а с позиции хронологии и географии, так сказать символического ареала...  Зима длинная, если готовы к длинному диалогу, давайте попробуем.   :).


  • 0

#4 ONLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 022 сообщений

Отправлено 11 Декабрь 2014 - 01:14

Не вопрос.  :)  Время и ареал совпадают.

Слева, - взгляд как мог быть образован данный сюжет, справа - конкретный пример.

 

Прикрепленный файл  Рисунок1а.jpg   88,44К   0 Количество загрузок:

 

 

PS  По поводу аналогий в других разновременных культурах, то это говорит лишь об универсальности символов. Хотя сторонников происхождения из единого центра насчитывается тоже не мало.

 


  • 0

#5 OFFLINE   primklad

primklad

    Эксперт

  • Эксперты
  • PipPipPip
  • 62 сообщений

Отправлено 11 Декабрь 2014 - 03:27

погодите, куда так спешить! Давайте определимся с народами, населявшими территорию арела распространения данных артефактов. Итак, впорос номер один - кто, вопрос номер два - к какому временному периоду они принадлежат (и вообще, верхняя бляха - символ богатства, а нижняя  - долголетия ;) ). Но я - совсем не эксперт по древним культурам, однозначно ошибаюсь :)...


  • 1

#6 ONLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 022 сообщений

Отправлено 11 Декабрь 2014 - 12:34

Я бы не стал утверждать ни про богатство, ни про долголетие. Мне кажется, здесь всё гораздо глубже. Если принять во внимание, что орнамент образован "смежными кольцами", то мы выходим здесь на такую космогонию, что мало не покажется... :)

По датировке. Мне вообще, кажется, что все известные типы блях были придуманы /разработаны/ в период с 14 по нач 17 вв. По крайней мере в это время они уже есть. После 17-го века (в период, который мы привыкли называть этнографией) наблюдается лишь упрощение сюжетных линий, одновременно с ухудшением качества литья, что говорит о том, что семантика блях постепенно забывается, и, вероятно, руки начинают расти не с того места. :) Впрочем, последнее может говорить некоем измении в этническом составе, когда на смену более продвинутым дючерам постепенно приходят более "дикие" пришлые тунгусы. Последние, как водится, и как могут, по своему перенимают и усваивают у более культурного населения все основные достижения, в том числе и то о чём мы ведём здесь речь.


  • 1

#7 OFFLINE   primklad

primklad

    Эксперт

  • Эксперты
  • PipPipPip
  • 62 сообщений

Отправлено 11 Декабрь 2014 - 13:53

Стоп. Наука предполагает фактографичность. Допустим к нам попали эти две бляхи, мы не знаем точно их происхождения и назначения... Анализируя материал мы должны опираться на факты:

1. какие народы населяют и населяли в прошлом район находки?

2. какова возможная функциональная нагрузка данного предмета материальной культуры неизвестного нам народа?

3. каков предполагаемый возраст находки?

 

Только определившись с этими изначальными постулатами мы можем делать следующий шаг: говорить о культурной принадлежности и осознанном символизме и дизайне артефакта. Я почему и говорил, что все будет не так просто :)

P.S.: Не обращай внимание на занудство. Но если мы реально хотим создать продукт, годный для науки, который например можно будет потом пропихнуть в скопусовский или WOSовский журнал - только так :)


  • 0

#8 ONLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 022 сообщений

Отправлено 11 Декабрь 2014 - 22:43

Ну уж не-ет!!!  :D Рассматривая эти вопросы мы неизбежно зайдём в тупик. Вообще для этого надо выделять отдельную тему, ибо на пути возникнет множество случаев частного характера. за которые мы будем цепляться...вплоть до бесконечности. Но я не против такой темы.  ;)

А так хотелось просто поговорить о семантике... На корню зарубили....  :(


  • 0

#9 ONLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 022 сообщений

Отправлено 12 Декабрь 2014 - 01:22

Обрисую общую ситуацию чтобы было понятно почему я не возьмусь расписывать все частные вопросы для академического продукта.

Для этого нужна хотя бы какая-то база об археологических исследованиях культур позднего средневековья, а таких было очень не много, всё равно что не было. Сбор информации у частных исследователей - возможно помог бы, но так для этого нужно чтобы хоть кто-то соизволил показать материал, написать откуда это, а таких желающих у нас не так много. ;) Так что накопление статистического материала - немаловажная задача на этом пути. Хотя бы для начала создание каталога разновидностей по местам находок.

Далее...по собственному опыту, следует говорить не о конкретной находке, а о распространении схожих находок в пределах определённого ареала. Известный же ареал у нас (в узком смысле) включает в себя территории нижнего и части среднего Приамурья (возможно шире), а учитывая, что Амур - это прямоезжая дорога от и до...я могу с определённой долей уверенности сказать, что есть они и на Уссури и на Сунгари..и даже на Сахалине. Во всяком случае должны быть. Отсюда переходя к народу, племени, этносу...сказать без археологических исследований всё равно что ткнуть пальцем в небо.

О функциональности...Отмечу, что полифункциональны - передник, пояс, подвеска-амулет.

Вот собственно и всё.

Так что тему эту можно обмусоливать до бесконечности...

 

ПС. У меня есть кое-какие предположения, основанные на собственных исследованиях и только в пределах строго очерченного ареала, о чём я готов говорить. 

Что же касается семантики, то здесь всё гораздо проще - знаки и символы универсальны, прочесть их реально вне зависимости от того на каком языке говорит тот или иной народ. 


  • 0

#10 ONLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 022 сообщений

Отправлено 01 Январь 2015 - 23:35

Проведя ревизию доступных мне фондов пришёл к выводу о существовании лишь двух разновидностей 6-ти лепестковых круглых блях. Все остальные (в моём случае) являлись лишь переработками или переотливками этих двух главных типов, порою в сторону очень значительного снижения качества, а также упрощения семантики. В силу более лучшего качества и проработки сюжета считаю, что эти две бляхи (см. илл.) являют собой два самых ранних (изначальных) типа, положивших начало всем остальным

В первом случае (тип 1) мы видим по периметру 6-ти лепестковой розетки окружность из стилизованных личин (на это уже обращалось внимание в данной теме), а во втором (тип 2)  - некий орнамент, напоминающий стилизацию этих самых личин. Возможно даже, что тип 2 сюжетно сам по себе уже является переработкой типа 1 в сторону схематизации сюжетной линии, а потому является производным от первого.

Отсюда, предлагаемый мной вывод: сюжетно всё разнообразие, так называемых, круглых блях с 6-ти лепестковой розеткой может сводиться к одному единственному наиболее раннему и изначальному типу, а именно бляхам типа 1, или иными словами, бляхи с личинами, скорее всего, являются родительскими для всех остальных разновидностей.   

Прикрепленные файлы


  • 1

#11 ONLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 022 сообщений

Отправлено 05 Январь 2015 - 01:34

В продолжение темы...
Прошу обратить внимание...вот, что выдаёт поисковик на запрос "цветок жизни" https://www.google.r...symbol&imgdii=_
Полагаю, что данный термин можно вполне использовать для описания сюжетов этих блях.
 
И, немного о сакральной геометрии. Всё тот же хорошо знакомый нам сюжет. Такое чувство, что создатели этих блях всецело владели этим знанием. 

http://www.pinterest...f-life-history/
http://chudomir.com/archives/866
http://zhitanska.com...naya-geometriya

http://www.gnosticli...ed_geometry.htm

 

Прикрепленный файл  ffe78d6a7f.jpg   133,54К   0 Количество загрузок:

 

 


  • 0

#12 ONLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 022 сообщений

Отправлено 05 Январь 2015 - 21:18

Вот это больше всего добило...круги на полях  :)

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  archet4.jpg   19,61К   0 Количество загрузок:

  • 1

#13 ONLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 022 сообщений

Отправлено 17 Январь 2015 - 00:38

Поставим вопрос откуда в позднее средневековье Дальнего Востока мог прийти орнаментальный мотив шетстилепестковой розетки? Не мог же он возникнуть на пустом месте, или быть привнесён  западным ветром. Очевидно, что при всех имеющихся аналогиях такая связь маловероятна. Следовательно истоки надо искать в местной традиции.

В целом, сходный сюжет обнаруживается в круге бохайских древностей. Например, в декоре концевых дисков черепицы (1) или в украшениях (2) Возможно, что ноги растут как раз отсюда.

Прикрепленные файлы


  • 2

#14 ONLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 022 сообщений

Отправлено 20 Январь 2015 - 20:59

Надо сказать, что в самом Китае узор "цветка жизни" не столь уж популярен, но при этом его почти всегда изображают на шаре под лапой одного из двух львов-стражей, скульптуры которых часто ставят у входа...Данный шар в буддизме носит название шар-Тама - символ мудрости, дарующий энергию для великих свершений. На фото цинские львы...

Прикрепленные файлы


  • 0

#15 OFFLINE   Чжурчжень

Чжурчжень

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 77 сообщений

Отправлено 19 Июнь 2015 - 13:25

Дополню тему. Диаметр 75 мм

 

Прикрепленный файл  IMG_9905.JPG   190,69К   0 Количество загрузок:


  • 1

#16 OFFLINE   Чжурчжень

Чжурчжень

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 77 сообщений

Отправлено 19 Июнь 2015 - 13:26

Еще одна бляха. Диаметр чуть меньше 70 мм.

 

Прикрепленный файл  IMG_9906.JPG   182,92К   0 Количество загрузок:


  • 1

#17 ONLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 022 сообщений

Отправлено 19 Июнь 2015 - 15:26

Как и у "шестилепестковых блях" геометрически этот узор также  образован соединением концентрических окружностей, но в несколько иной системе координат.

Именно поэтому "цветка жизни" в этом случае не получается. То есть, это отчасти близкий, но сюжетно иной тип.


  • 0

#18 OFFLINE   Мэргэн

Мэргэн

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 263 сообщений

Отправлено 25 Март 2016 - 19:46

Еще одна бляшка. 40мм

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  DSC_1246.jpg   97,49К   0 Количество загрузок:
  • Прикрепленный файл  DSC_1247.jpg   119,57К   0 Количество загрузок:

Сообщение отредактировал Мэргэн: 25 Март 2016 - 19:47

  • 2