Перейти к содержимому


Фотография

Семантика хоровода


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 27

#1 OFFLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 045 сообщений

Отправлено 06 Ноябрь 2014 - 22:30

Зачастую все сюжеты с ажурных блях у нас определяют одним словом - "солярник". В коей-то мере считаю такие определения не корректными, зачастую не верными и даже пагубными, Как пример, в данной теме предлагаю рассмотреть и разложить сюжет одной из таких блях. Для начала отметим, что нижерассматриваемая разновидность массово появляется в Приамурье в эпоху позднего средневековья, возможно, ближе к его закату, а именно в 16-нач.17 вв. Более ранние экземпляры нам пока не известны. 

Итак сама бляха...

 

Прикрепленный файл  P1040724.JPG   73,45К   0 Количество загрузок:

 

Что можно сказать по сюжету? Ну, да, все видят некий цветочный орнамент. А согласно семиотики цветок зачастую является ни больше ни меньше символом солнца. А посему - солярник! Но, вместе с тем не все так просто. Попытаемся разложить сюжет...Что мы видим? Лично я вижу четыре фигурки людей...и не просто людей, а воплощение древнейшего образа богини-матери, где на всех - одна голова (отверстие в центре бляхи), а оставшиеся технологические отверстия (за которые бляху пришивали), расположенные по краям, как бы между "ножек" фигурок, и оформленные окантовкой символизируют плод. То есть,мы видим здесь процесс рождения новой жизни. Всмотритесь внимательней....   

 

Изображение 1 (снизу)

 

Прикрепленный файл  1.JPG   176,07К   0 Количество загрузок:

 

Изображение 2 (справа)

 

Прикрепленный файл  2.JPG   169,26К   0 Количество загрузок:

 

Изображение 3 (слева)

 

Прикрепленный файл  3.JPG   179,57К   0 Количество загрузок:

 

Изображение 4 (сверху)

 

Прикрепленный файл  4.JPG   99,64К   0 Количество загрузок:


  • 2

#2 OFFLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 045 сообщений

Отправлено 06 Ноябрь 2014 - 22:36

И, наконец, вот что у меня получилось если убрать лишний фон

 

Прикрепленный файл  рисунок1.JPG   175,27К   0 Количество загрузок:


  • 0

#3 OFFLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 045 сообщений

Отправлено 06 Ноябрь 2014 - 22:50

Разумеется, у каждого может быть свой взгляд. Но лично мне, написание этого образа до боли напоминает известную нам уже лягушку, как одну из ипостасей богини-матери, на предметах амурской пластики.

В качестве примера, из личной коллекции...

 

 

Прикрепленные файлы


  • 3

#4 OFFLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 045 сообщений

Отправлено 25 Ноябрь 2014 - 23:05

Вообще же антропоморфный концентрический сюжет на ажурных бляхах приамурья, пожалуй, является одним из основных.

В подтверждение, вышесказанному аналогичный рассматриваемому сюжет, но уже с ярко выраженными "человечками"... (Музей г. Комсомольска-на-Амуре)

Полагаю, - символика плодородия/богини - матери налицо

 

PS Очень редкая бляха

Прикрепленные файлы


  • 3

#5 OFFLINE   вадык

вадык

    Администратор галереи

  • Администратор галереи
  • PipPipPip
  • 59 сообщений

Отправлено 27 Ноябрь 2014 - 09:28

хоровод

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  ч.jpg   279,63К   0 Количество загрузок:

  • 2

#6 OFFLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 045 сообщений

Отправлено 27 Ноябрь 2014 - 10:51

Я думаю, что всё тут гораздо сложнее чем просто хоровод. Сам по себе символ должен означать некую всеобщность, глобальность, о чём, кстати, говорит ориентировка сюжета, призванная "разнести" его по четырём сторонам света. Основной мотивообразующий признак здесь, на мой взгляд, - плодородие, рождение новой жизни. А т.н. "хоровод" - это лишь метафора, глобализующий признак, призванный усилить значение символа, распространив его повсюду, или, иными словами, на весь белый свет.

Прикрепленные файлы


  • 0

#7 OFFLINE   вадык

вадык

    Администратор галереи

  • Администратор галереи
  • PipPipPip
  • 59 сообщений

Отправлено 27 Ноябрь 2014 - 17:18

Конечно все сложнее..."Хоровод"-просто к слову.


  • 1

#8 ONLINE   Мэргэн

Мэргэн

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 263 сообщений

Отправлено 13 Декабрь 2014 - 15:17

Дабы не плодить тем про разные виды блях. добавлю здесь, тем более, что центральный символ очень схож с символом на последней бляхе. Хабаровский район. Размер: 41 х 39мм.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  DSC_1106.jpg   292,18К   0 Количество загрузок:
  • Прикрепленный файл  DSC_1107.jpg   305,34К   0 Количество загрузок:

Сообщение отредактировал Мэргэн: 13 Декабрь 2014 - 15:20

  • 3

#9 OFFLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 045 сообщений

Отправлено 15 Декабрь 2014 - 23:02

Зато, вот, я теперь, как бы, не совсем уверен. :) (см. фото)

В первом случае у меня получился т.н. классический "хоровод". Но если здесь "человечки" выделяются достаточно чётко и этому сюжету ничего не мешает (они лишь опираются ножками на круг), то во втором не куда деть ромбовидный знак в центре - он как бы исходит между "ножек" всех четырёх фигурок и, возможно, является их общей частью. 

Прикрепленные файлы


  • 0

#10 ONLINE   краеведДВ

краеведДВ

    Эксперт

  • Эксперты
  • PipPipPip
  • 108 сообщений

Отправлено 15 Декабрь 2014 - 23:34

На нижней привеске (с ромбом) виден обрывок хорошо сохранившейся верёвочки. В каких условиях это могло сохраниться, если датировка данных изделий не позднее 17 века?


  • 0

#11 OFFLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 045 сообщений

Отправлено 16 Декабрь 2014 - 00:32

Иногда сохраняются (правда очень редко) и обрывки верёвочек, и кусочки кожи, и остатки дерева. Тут нет ничего удивительного. Здесь многое зависит от условий залегания и доступа воздуха и влаги. По этим останкам, кстати, можно датировать и сам предмет если применить радиоуглеродный метод. 


  • 1

#12 ONLINE   краеведДВ

краеведДВ

    Эксперт

  • Эксперты
  • PipPipPip
  • 108 сообщений

Отправлено 16 Декабрь 2014 - 00:57

Обычно такая сохранность характерна только для погребений! Для радиоуглерода материала маловато, но если будет в нужном количестве с подобных предметов, осторожно соберите и упакуйте в п/э., попробуем найти лабораторию, где делают приемлемые по цене анализы. Это очень важно для датировки позднего средневековья.


Сообщение отредактировал Абаоцзи: 05 Февраль 2015 - 17:42

  • 3

#13 OFFLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 045 сообщений

Отправлено 16 Декабрь 2014 - 11:48

 попробуем найти лабораторию, где делают приемлемые по цене анализы. Это очень важно для датировки позднего средневековья.

 

Если найдётся такая лаборатория, пишите. Чем смогу - помогу.


  • 1

#14 OFFLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 045 сообщений

Отправлено 03 Январь 2015 - 01:13

Продолжим...Вот такую иллюстрацию увидел на сайте Валерия Косарева, применительно к возможному превращению первобытного символического знака в протописьменный знак. 

Символический ряд (рис. 1-16): антропоморфные фигурки (сцены молений, танца, охотничьего и рыболовного промысла) от эпипалеолита до этнографического времени. 

Применительно к нашему случаю наиболее поражает сходство со смысловым рядом рисунка12 ( где показан ряд символических фигур, демонстрирующих превращение стилизованного, упрощенного рисунка в знак. Леванцо, Италия, неолит).

А также фигурка рисунка 3 (из серии наскальных изображений, найденных в Итальянских Альпах; 2,5 тыс. л. до н. э.)

 

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  image001.jpg   108,7К   0 Количество загрузок:

  • 0

#15 OFFLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 045 сообщений

Отправлено 03 Январь 2015 - 01:23

А теперь предлагаю сравнить их с некоторыми руническими (руноподобными) знаками на сосудах покровской культуры, приамурье...

 

Прикрепленные файлы


  • 0

#16 OFFLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 045 сообщений

Отправлено 03 Январь 2015 - 01:29

Ну, и разумеется, с сюжетом позднесредневековых ажурных бляшек из галереи

 

http://sibdv.com/ind...ivka-azhurnaia/

http://sibdv.com/ind...ivka-azhurnaia/

http://sibdv.com/ind...ivka-azhurnaia/

http://sibdv.com/ind...ivka-azhurnaia/


  • 0

#17 OFFLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 045 сообщений

Отправлено 04 Февраль 2015 - 21:40

Приятно было обнаружить, что орнаментальный мотив т.н. "хоровода танцующих людей" оказывается не плохо разобран у О.В. Дьяковой "Государство Бохай: археология, история, политика". М., 2014.   :)

Получается, что сюжет всех рассмотренных нами выше позднесредневековых привесок и блях тесно связан с очень древними мотивами и генетически происходит от оных. Вот откуда оказывается растут ноги!

Читаем ниже... 

 

Прикрепленный файл  Рисунок2.jpg   51,78К   0 Количество загрузок:

 

Прикрепленный файл  Рисунок3.jpg   221,58К   0 Количество загрузок:

 

Прикрепленный файл  Рисунок4.jpg   257,46К   0 Количество загрузок:

 

Прикрепленный файл  Рисунок5.jpg   202,95К   0 Количество загрузок:


  • 1

#18 OFFLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 045 сообщений

Отправлено 20 Сентябрь 2015 - 13:13

В тему.

Вот такая интересная подвеска с http://bbs.sssc.cn/forum.php

Тот же самый мотив "хоровода", что и у нас, но уже с буддийским символом в центре.

Прикрепленные файлы


  • 0

#19 OFFLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 045 сообщений

Отправлено 24 Октябрь 2015 - 19:41

В подтверждение глубокой древности рассматриваемого здесь сюжета, вот такое изображение на тулове неолититческого сосуда.

Считается, что здесь показан хоровод, взявшихся за руки танцующих человечков.

Треугольники изображённые сверху, с точки зрения семантики являютя ничем иным как символом, несущей плодородие небесной влаги, или дождя.

Таким образом, что в неолите, что в более позднее время (как мы уже рассмотрели выше), хоровод был своеобразным ритуалом, посвящённым культу плодородия

Веткинская культура, неолит Приморья

Прикрепленные файлы


  • 1

#20 OFFLINE   Абаоцзи

Абаоцзи

    Модератор

  • Модераторы
  • 2 045 сообщений

Отправлено 29 Октябрь 2015 - 00:07

А вот и примеры параллелей из неолита соседнего Китая.

Орнаментация сосудов культуры Мацзяяо (3300 - 2050 гг до н.э.), располагавшихся на территории современных Ганьсу и Цинхая.

Несмотря на то, что энциклопедические данные говорят нам, что она была одной из трёх культур сыгравших наибольшую роль в процессе формирования китайского этноса, с этнической принадлежностью её носителей не всё так однозначно.

Интересно также и то, что этот сюжет в неолите практически не обнаруживается южнее, в центре формирования собственно китайского этноса.

То есть сосуды из Мацзяяо и Веткинский сосуд в каком-то роде пока единственные. И, не исключено, что близко - родственные.

Во всяком случае по сюжету и духовным взглядам их создателей

Прикрепленные файлы


  • 1